В стенах государственного университета культуры и искусств состоялась творческая встреча студентов со съемочной группой фильма «Волки» .
Режиссер Александр Колбышев снял драму о жертве тоталитарной системы по мотивам одноименной повести Александра Чекменева «Волки».
События в фильме развиваются в послевоенный период. Из-за снежных заносов эшелон с особыми заключенными останавливается на станции Вериха. Один из заключенных, Кирилл Полетаев, сбегает из-под конвоя, сквозь лютую зимнюю ночь он, раненный и обессиленный, добирается до родной деревни, где находит помощь и укрытие.
Одни герои фильма поставлены перед нравственным выбором : погибнуть или поступиться всем человечным , что у них есть.
Другие во что бы то ни стало, должны выполнить свой долг перед отечеством и найти бежавшего заключенного, а иначе, как сказал герой фильма Зиновий Петрович « в моем эшелоне вам всем места хватит»…
Вместе с режиссером Александром Колбышевым студентов посетил автор повести «Волки» и актрисы, сыгравшие в кинофильме, Тамара Миронова, Оксана Лесная и Диана Запрудская. Организаторами был запланирован просмотр ленты, а затем вопросы студентов к гостям.
Первое, что интересовало студентов, это то, чего они не увидели на экране, но что вошло в режиссерскую версию фильма?
- Это всего один план, который длился бы на экране 20 секунд. – Александр Колбышев пояснил, что план был снят и должен был быть включен в развязку сюжета, между двумя другими, когда герой Кирилл Полетаев идет на лыжах, а после, следующий план, где герой продолжает свой путь без лыж. Тогда и был вырезан эпизод, где Кирилл падает, катится кубарем, лыжи ломаются, затем он сам садится на снег, переламывает лыжи и в сердцах продолжает дальше свой путь .
Все ли удалось реализовать из задуманного и воплотить на экране за 1 час и 43 минуты?
Как прокомментировал Александр Иванович , по сценарию начало предполагалось таким: вышки, колючая проволока, зеков гнали к вагонам, они шли, падали, поддерживали друг друга и продолжали идти. В целом показывалась загрузка зеков. Хотели использовать компьютерные технологии ( как признался Александр Колбышев, он не сторонник активного использования компьютерных средств, однако в этом случае план обещал быть эффектным) но для эпизода, длительностью меньше минуты это обошлось бы более 40 миллионов, когда бюджет фильма составил 1 миллион без учета налогов и девальвации.
Финал фильма планировался иным: фото, принадлежавшее главному герою, засыпанное снегом. Но в процессе съемок режиссер придумал дополнительный эпизод: все те же вышки и алое знамя, которые зритель увидел с первых кадров фильма, затем в объективе камеры появляются крест на фоне саней, тянущихся к эшелону с осужденными.
Кроме того, не был снят эпизод, когда во сне к Кириллу Полетаеву является его дочь, вся в белом, в образе смерти. Этот момент описан в повести « Волки» Александра Чекменева.
Так же сценаристы Александр Колбышев и Александр Чекменев с сожалением сказали о том, что пришлось отказаться в фильме от такого героя, как сельский учитель.
С какими проблемами и трудностями столкнулась съемочная группа?
Первое, что волновало режиссера Александра Ивановича, это снег, который пошел только накануне съемок. Из-за чего очень переживал Александр Иванович, ведь по сценарию поезд с заключенными останавливается на станции «Вериха», так как железнодорожные пути занесло снегом. О риске, на который шла съемочная группа, Александр Колбышев сказал директору «Беларусьфильма» Владимиру Заметалину, на что он ответил: « Снег будет. Я обещаю».
Съемки деревни, где жили герои фильма Анна Захаровна и Шурка, проходили в Витебской области в деревне Аднреевка, а вторую деревню, где жили героини Танька, тетка Полина и Зоська, построили декораторы киностудии «Беларусьфильм».
Нестандартные трудности, с которыми столкнулись актрисы Оксана Лесная ( активистка Клавдия Ивановна) и юная Диана Запрудская (Танька) были связанны с речью. Оксане Лесной не без труда дались особенности зауральской речи, очень важно было для актрисы передать язык, который использовал в своей повести Александр Михайлович: « Слова, как алмазики» - провела аналогию актриса .
Героиня повести Танька не выговаривала буквы «ж» и «ш». Диана Запрудская рассказала, что, когда прочла сценарий, то задала себе вопрос: « А смогу ли я так?» .
Диана:
- Я долго тренировалась, все время бубнела что-то себе под нос, а когда пришла на первый день съемок, я как начала говорить, и говорила, и говорила, меня всё хвалят и хвалят. Все хвалили и было очень приятно. Мне говорили : «Может хватит? Говори нормально сейчас, потом озвучка будет .» А я все равно продолжала так говорить.
После выступления Дианы, Александр Колбышев сказал: «Если бы Коли Спиридонова и Дианы Запрудской у меня не было, то была бы проблема, очень большая проблема.»
Студенты отметили художественную выразительность фильма.
Символизм на протяжении всего фильма не сложно читается: «Так крест и знамя, которые зритель видит как в самой первой сцене, так и в финальной, олицетворяют собой Добро и Зло.» - прокомментировал Александр Колбышев.
Сама картина «Волки» выдержана в черно-белых тонах , но выведен красный цвет - алые звезды на шапках сотрудников НКВД, знамя, сапоги, за которыми тянется Кирилл Полетаев в эпизоде о майских праздниках. Дубленки из овчины у героев Зиновия Петровича ( актер Андрей Панин) и его помощника раскрывают образ - «волки в овечьей шкуре».
« Неужели все это на самом деле было?» - Александр Михайлович Чекменев, рассказывал, что, это был самый популярный вопрос у детей в Москве, которым показывали фильм «Волки».
В фильме имена: Шурка, Анна Захаровна и Кузьмич, являются действительными именами людей, которые описывались в повести. Еще на премьере 6 октября кинофильма «Волки» , Александр Колбышев сказал, что герой фильма Шурка это и есть наш Александр Михайлович. Кузьмич в реальности являлся родственником Шурки, и девочка Танька тоже была на самом деле.
Как пояснил Александр Чекменев : «В эшелон не попали только Шурка и Анна Захаровна . Их не выдали, не проболтали. Сотрудники НКВД даже не догадывались, что заключенный скрывался в доме Анны Захаровны и Шурки, на полатях, но об этом знали все остальные, однако не выдали.»
Примет ли фильм широкая публика?
Александр Чекменев рассказал студентам:
-В Гомеле «Волков» показывали учащимся 8-11 классов, в зале была абсолютная тишина ( вы знаете какие школьники в таком возрасте), а после просмотра, эти ребята не отпускали нас еще 2 часа, задавали вопросы, интересовались. Тогда у меня появилась уверенность, что да, фильм примут.
С зала послышалось мнение о том, что на «Беларусьфильме» снова снят фильм о войне, о времени Советского союза, в то время как давно развалился СССР, а Беларусь 20 лет независимая республика.
Александр Иванович Колбышев:
-В «Волках» деятельность НКВД это лишь фон, картина в первую очередь показывает проблему нравственного выбора каждого из героев: быть предателем, но остаться жить или спасти свою душу и умереть. Этот фильм о жертвенности и сострадании, точно так же эту тему можно было раскрыть на фоне Римской империи и чего угодно другого.
Сам я родился в Украине, рос в России, так вышло, что живу я в Беларуси, но снимаю и у нас и в России. Когда я служил, среди нас не было разделения на русских, украинцев и белорусов, это было совершенно не важно, а то , что Беларусь независимая это относительно. .. Хотите анекдот про ментальность расскажу?
Прогуливается русский человек по парку, присаживается на скамейку, а на том месте, где он сел, гвоздь, русский убрал с под себя и откинул его в сторону. Та же ситуация только с украинцем: « О, цвях! Яки гарны цвях! - и засунул гвоздь в карман. Беларус: «Ого! Цвик… гм, Цвик… а можа так яно и трэба…»
После шуточного отступления Александр Иванович продолжил :
- Не нужно отодвигать фильмы о войне, например, в 2000 - х годах я загорелся идеей снять на "Беларусьфильме" картину « Мы из будущего" о ныне циничных молодых людях, но редактор киностудии посчитал этот проект не интересным. Молодежь сейчас разная , есть «чипсоеды» , как я их называю, а есть люди интересующиеся, думающие, сегодня в этой аудитории я вижу именно таких людей.
В процессе просмотра кинокартины возникли незначительные накладки ввиду не совершенства материально - технической базы для показа фильмов в университете. За все неполадки организаторы мероприятия принесли извинения режиссеру , а сам Александр Иванович посоветовал, в качестве реабилитации, приобрести лицензионный DVD диск, который скоро поступит в продажу и фильм можно будет пересмотреть в хорошем качестве. Однако все проблемы, которые возникли при просмотре киноленты, никак не отразились на впечатлениях и эмоциях зрителей. После титров были громкие и продолжительные аплодисменты.
Итак, мы имеем интересное событие, хорошую фактуру, собранную журналистом, но одну большую проблему: отсутствие структуры. Текст похож на Гейне, у которого развалился хребет. Или, если проводить другую аналогию, на полунедожареную мраморную говядину. Нужно определиться, в каком жанре ты хочешь создать материал ? Пока это что-то вроде "отчет с элементами протокола". Во-вторых, нужно выстроить текст в зависимости от выбранного жанра. Какие мысли?
ОтветитьУдалитьЯ о жанре совсем не подумала, но больше всего это на отчет какой-то похоже, может быть статья. Не интервью, не художественная публикация, не репортаж, обзорная рецензия - едва ли, и на рецензию не тянет, вот на обзор может быть...
ОтветитьУдалитьой, да... ты так и сказал - отчет. Я что-то растерялась...
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьвыбери жанр (можешь найти в книге Колесниченко). Или просто погугли.
ОтветитьУдалитьда, хорошо.
ОтветитьУдалить