четверг, 28 октября 2010 г.

Творческая встреча студентов университета культуры и искусств со съемочной группой киноленты "Волки" во главе с режиссером Александром Колбышевым


В стенах  государственного университета культуры и искусств  состоялась  творческая встреча студентов со съемочной группой фильма «Волки» .

Режиссер Александр Колбышев снял драму о жертве тоталитарной системы  по мотивам одноименной повести Александра Чекменева «Волки». 

События в фильме развиваются в послевоенный период. Из-за снежных заносов эшелон с особыми заключенными останавливается на  станции Вериха. Один из заключенных, Кирилл Полетаев, сбегает  из-под конвоя, сквозь лютую зимнюю ночь он, раненный и обессиленный,  добирается до родной деревни,   где находит помощь и укрытие.

Одни герои фильма поставлены перед  нравственным выбором :  погибнуть или поступиться всем человечным , что у них есть.  
 Другие  во что бы то ни стало, должны выполнить свой долг перед отечеством и  найти бежавшего заключенного, а иначе, как сказал герой фильма Зиновий Петрович  « в моем эшелоне вам всем места хватит»…

 Вместе с режиссером Александром Колбышевым студентов посетил автор повести «Волки»  и  актрисы, сыгравшие в кинофильме, Тамара Миронова, Оксана Лесная и Диана  Запрудская. Организаторами был запланирован просмотр ленты, а затем  вопросы студентов к гостям.


Первое, что  интересовало студентов, это то,   чего они не увидели на экране, но что вошло в режиссерскую версию фильма?

- Это всего один план, который длился бы на экране 20 секунд.    Александр Колбышев пояснил, что план был снят и должен был быть включен в развязку сюжета, между двумя другими, когда герой Кирилл Полетаев  идет на лыжах, а после, следующий план, где герой продолжает свой путь без лыж. Тогда и  был  вырезан эпизод, где Кирилл падает, катится кубарем, лыжи ломаются, затем он сам садится на снег, переламывает лыжи и в сердцах продолжает дальше свой путь .

Все ли удалось реализовать из задуманного и воплотить на экране  за  1 час и 43 минуты?

 Как прокомментировал Александр Иванович , по сценарию начало предполагалось таким:  вышки, колючая проволока,  зеков гнали к вагонам,  они шли, падали, поддерживали  друг друга и продолжали идти. В целом показывалась загрузка зеков. Хотели использовать компьютерные технологии ( как признался Александр Колбышев, он не сторонник активного использования компьютерных средств,  однако в этом случае план обещал быть эффектным)   но для эпизода, длительностью меньше минуты это обошлось бы  более 40 миллионов, когда бюджет фильма составил 1 миллион без учета налогов и девальвации. 


Финал фильма планировался  иным:  фото, принадлежавшее главному герою, засыпанное снегом. Но в процессе съемок режиссер придумал дополнительный эпизод: все те же вышки и алое знамя, которые зритель увидел с первых кадров фильма, затем в объективе камеры появляются  крест на фоне саней, тянущихся к эшелону с  осужденными. 


Кроме того, не был снят эпизод, когда во сне к Кириллу Полетаеву является его  дочь, вся в белом, в образе смерти. Этот момент описан в повести  « Волки» Александра Чекменева.
Так же сценаристы Александр Колбышев и Александр Чекменев с сожалением  сказали о том, что пришлось отказаться в фильме от такого героя, как сельский учитель.

С какими проблемами и трудностями столкнулась съемочная группа?

Первое, что волновало режиссера Александра Ивановича, это снег,  который пошел только накануне съемок. Из-за чего очень переживал Александр Иванович, ведь по сценарию поезд с заключенными останавливается на станции «Вериха», так как железнодорожные пути занесло снегом. О риске, на который шла съемочная группа,   Александр Колбышев  сказал директору «Беларусьфильма» Владимиру Заметалину, на что он ответил:  « Снег будет. Я обещаю».

 Съемки деревни, где жили герои фильма  Анна Захаровна и Шурка, проходили в Витебской области в деревне Аднреевка, а  вторую деревню, где жили  героини  Танька, тетка Полина и Зоська,  построили декораторы киностудии «Беларусьфильм».

 Нестандартные  трудности, с которыми столкнулись актрисы Оксана Лесная ( активистка Клавдия Ивановна) и юная  Диана  Запрудская (Танька) были связанны с речью.  Оксане Лесной не без труда дались особенности зауральской речи,  очень важно было для актрисы передать  язык, который использовал в своей повести  Александр Михайлович: « Слова,  как алмазики» - провела аналогию актриса .

Героиня  повести Танька не  выговаривала буквы «ж» и «ш».  Диана Запрудская рассказала, что, когда  прочла сценарий, то задала себе вопрос: « А смогу ли я так?» . 

  Диана:

-  Я долго тренировалась, все время  бубнела что-то себе под нос, а когда пришла на первый день съемок, я как начала говорить, и говорила, и говорила, меня всё хвалят и хвалят. Все хвалили и было очень приятно.  Мне говорили : «Может хватит?  Говори  нормально сейчас, потом озвучка будет .»  А я все равно продолжала так говорить.

После выступления Дианы, Александр Колбышев сказал:  «Если бы Коли Спиридонова и Дианы Запрудской  у меня не было, то была бы проблема, очень большая проблема.»

Студенты отметили  художественную выразительность фильма.

Символизм  на протяжении всего фильма не сложно читается: «Так крест и знамя, которые зритель видит как в самой первой сцене,  так и в финальной,  олицетворяют собой  Добро и Зло.»  - прокомментировал Александр Колбышев.

Сама картина «Волки» выдержана в черно-белых  тонах , но выведен красный цвет -  алые звезды  на шапках сотрудников НКВД, знамя, сапоги, за которыми тянется Кирилл Полетаев в эпизоде о майских праздниках.  Дубленки из овчины у героев Зиновия Петровича ( актер Андрей Панин) и его помощника   раскрывают образ - «волки в овечьей шкуре».

 « Неужели все это на самом деле было?» - Александр Михайлович Чекменев, рассказывал, что, это был самый популярный вопрос  у детей  в Москве, которым   показывали фильм «Волки».

В фильме  имена: Шурка, Анна Захаровна  и Кузьмич, являются действительными именами людей, которые описывались в повести.  Еще на премьере  6 октября кинофильма «Волки» , Александр Колбышев сказал, что герой фильма Шурка это и есть наш Александр Михайлович. Кузьмич  в реальности являлся родственником Шурки, и девочка  Танька тоже была на самом деле.
Как пояснил Александр Чекменев : «В эшелон не попали только Шурка и Анна Захаровна .  Их не выдали, не проболтали.  Сотрудники  НКВД  даже не догадывались,  что заключенный скрывался в  доме Анны Захаровны и Шурки,  на полатях, но об этом знали все остальные, однако не выдали.»

Примет ли фильм широкая публика?

Александр Чекменев  рассказал студентам:

-В Гомеле «Волков» показывали учащимся 8-11 классов, в зале была абсолютная тишина ( вы знаете какие школьники в таком  возрасте), а после просмотра,  эти ребята не отпускали нас еще 2 часа, задавали вопросы, интересовались. Тогда у меня появилась уверенность, что да, фильм примут.

С зала послышалось мнение о том, что на «Беларусьфильме»  снова снят фильм о войне, о времени Советского союза,   в то время как  давно развалился СССР,  а   Беларусь  20 лет  независимая республика.

Александр Иванович Колбышев:

-В «Волках» деятельность   НКВД это лишь фон,  картина в первую очередь показывает проблему нравственного выбора каждого из героев:  быть предателем, но остаться жить или спасти свою душу и умереть.  Этот фильм о жертвенности и сострадании,  точно так же  эту  тему можно было раскрыть на фоне Римской империи и чего угодно другого.  

 Сам я родился в Украине, рос в России,  так вышло, что  живу я  в Беларуси,  но снимаю и у нас и в России. Когда я служил, среди нас не было разделения на русских, украинцев и белорусов, это было совершенно не важно,  а то ,  что Беларусь независимая это относительно. .. Хотите анекдот  про ментальность  расскажу?

Прогуливается русский человек  по парку, присаживается на скамейку, а на том месте, где он сел, гвоздь, русский убрал с под себя  и откинул его в сторону.  Та же ситуация только с украинцем: « О, цвях! Яки гарны цвях!  -  и засунул гвоздь в карман. Беларус:  «Ого! Цвик… гм, Цвик… а можа так яно и трэба…»

После шуточного отступления Александр Иванович  продолжил :

- Не нужно отодвигать  фильмы о войне,  например, в 2000 - х  годах   я загорелся идеей снять на "Беларусьфильме"   картину « Мы из будущего" о  ныне циничных молодых людях, но редактор киностудии посчитал этот проект не интересным.  Молодежь сейчас разная , есть «чипсоеды» , как я их называю,  а есть люди интересующиеся, думающие, сегодня в этой аудитории  я вижу именно таких людей.

В процессе просмотра  кинокартины  возникли  незначительные  накладки  ввиду  не совершенства  материально - технической  базы  для показа фильмов в университете. За все неполадки  организаторы мероприятия принесли  извинения  режиссеру , а сам Александр Иванович  посоветовал, в качестве реабилитации,  приобрести лицензионный DVD диск, который скоро поступит в продажу и фильм можно будет пересмотреть в хорошем качестве.  Однако все проблемы, которые возникли при просмотре киноленты, никак  не отразились  на впечатлениях и эмоциях зрителей. После титров  были громкие и продолжительные аплодисменты.

6 комментариев:

  1. Итак, мы имеем интересное событие, хорошую фактуру, собранную журналистом, но одну большую проблему: отсутствие структуры. Текст похож на Гейне, у которого развалился хребет. Или, если проводить другую аналогию, на полунедожареную мраморную говядину. Нужно определиться, в каком жанре ты хочешь создать материал ? Пока это что-то вроде "отчет с элементами протокола". Во-вторых, нужно выстроить текст в зависимости от выбранного жанра. Какие мысли?

    ОтветитьУдалить
  2. Я о жанре совсем не подумала, но больше всего это на отчет какой-то похоже, может быть статья. Не интервью, не художественная публикация, не репортаж, обзорная рецензия - едва ли, и на рецензию не тянет, вот на обзор может быть...

    ОтветитьУдалить
  3. ой, да... ты так и сказал - отчет. Я что-то растерялась...

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. выбери жанр (можешь найти в книге Колесниченко). Или просто погугли.

    ОтветитьУдалить